/
Альма-матер

Альма-матер

Асаул Анатолий Николаевич (1948 г.р.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, в 1972 г. окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» (инженер-механик, диплом Ю № 665350).

 

Из книги «Жизнь и судьба Анатолия Асаула». Книга 2. Город над вольной Невой

ЛИИЖТ – одно из старейших высших технических учебных заведений России. Первый высший инженерный транспортный учебный институт страны был учрежден Высочайшим манифестом императора Александра I 20 ноября (2 декабря) 1809 года как Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

На полную мощность институт заработал в правление Николая I, когда потребовались квалифицированные инженеры-путейцы для строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.

С 1924 года институт стал называться Институтом инженеров путей сообщения (ЛИИПС). В начале 1930-х годов был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1949 года носил имя известного ученого в области транспорта – академика Владимира Николаевича Образцова). На базе факультетов ЛИИЖТа были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза: Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, Ленинградский автодорожный институт и Военно-транспортная академия.

В 1954 году к ЛИИЖТу был присоединен Ленинградский электротехнический институт железнодорожного транспорта. В 1993 году вуз получил статус технического университета и стал именоваться Санкт-Петербургским государственным университетом путей сообщения.

На протяжении всей истории института в его стенах работали крупнейшие инженеры, определившие своей научной и инженерно-технической деятельностью уровень технического развития России.

* * *

Итак, Толя подал документы в ЛИИЖТ. Но вместо того чтобы готовиться к экзаменам, продолжил изучение Ленинграда: катался на пароходиках по рекам и каналам, ходил на экскурсии в музеи, бродил по улицам, садам и паркам… Естественно, экзамены Анатолий провалил, однако бесшабашный юноша даже не грустил по этому поводу. Главное – было где жить, ведь ему, как абитуриенту, дали место в общежитии ЛИИЖТа, на проспекте Максима Горького (в 1991 году проспекту было возвращено первоначальное название – Кронверкский – по бывшему внешнему вспомогательному укреплению Петропавловской крепости).

* * *

А потом… Потом – поездка в Решетиловку к родителям, без которых он очень скучал. И так случилось, что приехал он домой в День железнодорожника – первое воскресенье августа.

Мама заплакала от радости, а папа спросил:

– Ну как, сынок, поступил в институт?

– Нет, не поступил. Да я, по правде говоря, не особенно-то и хотел.

– Жаль. Мы с мамой собирались поздравить тебя с Днем железнодорожника, думали, ты станешь железнодорожником.

Отец Толи, человек крутого нрава, недолго думая, решил судьбу сына:

– Пойдешь работать на кирпичный завод.

Анатолий знал, что за работа ждет его на кирпичном заводе: вытаскивать из печи обжига вагонетки с кирпичами и перекладывать их на поддоны. Тяжелая, однообразная работа – никаких перспектив на перемены.

Суровость отца мгновенно отрезвила сына. Толя посоветовался с мамой, которой очень хотелось, чтобы сынок получил высшее образование, и решил ехать обратно в Ленинград, поступать на вечернее отделение ЛИИЖТа.

Мама поддержала сына и дала ему денег на дорогу до Ленинграда.

Вечером пришел с работы Николай Сергеевич.

– Папа, я должен ехать в Ленинград, – сказал Толя. – Один экзамен в институт у меня сдан, буду сдавать остальные.

Отец сменил гнев на милость и отвез его на железнодорожную станцию.

Приехав в Ленинград, Анатолий Асаул остановился в общежитии, в комнате, где жили ребята, поступавшие с ним в институт. Анатолий Бельский, с которым наш герой поступал в военное училище, а потом на строительный факультет, был зачислен в вуз. Он и организовал пребывание приятеля в общежитии: у одного одолжил простынку, у другого – вторую, чтобы накрыться. Анатолий спал на полу, на матрасе. Благодарность сохранилась в душе Анатолия Николаевича и по сей день, а в годы учебы он постоянно навещал выручивших его друзей.

…Наутро Асаул отправился подавать документы на вечернее отделение ЛИИЖТа, но документы у него не приняли. Началось хождение по замкнутому кругу. На вечернее отделение принимали документы от тех, кто работал и имел прописку в Ленинграде или Ленинградской области, поскольку общежития вечерникам не давали.

Анатолию нужно было срочно устроиться на работу в организацию, которая имела бы общежитие и давала право на лимитную прописку. В основном, это были строительные организации. Лимитчиков, как правило, посылали на тяжелую физическую работу.

С лимитной пропиской полагалось минимум пять лет отработать на одном месте, только тогда лимитчик получал право на постоянную прописку в Ленинграде. Нарушителя по существовавшему законодательству, могли в 24 часа выслать из города за 101-й километр (вместе с алкоголиками, тунеядцами и бывшими заключенными) без права прописаться в Ленинграде.

Расстроенный Анатолий Асаул отправился на Московский вокзал, чтобы поехать на Фарфоровский пост и обсудить ситуацию с Николаем Ивановичем.

И вдруг увидел на стене объявление о том, что СУ-308 треста «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР приглашает рабочих. Причем контора 308-го строительного управления располагалась тут же, на заднем дворе Московского вокзала, на территории станции «Московская товарная».

Это было спасением, и Анатолий буквально полетел в контору СУ-308. Его приняли разнорабочим. Но, поскольку в августе годовой лимит на прописку в городе был СУ-308 исчерпан, прописали в Ленинградской области. В паспорте Анатолия Николаевича Асаула поставили штамп: «Прописан: станция Рахья, вагоны СУ-308».

Анатолий съездил во Всеволожск, встал на военный учет, но в вагончиках не жил ни одного дня. Ему дали место в рабочем общежитии, в комнате, где проживали 17 человек. А в начале следующего, 1967 года, когда открыли лимиты на прописку, прописали в Ленинграде, в общежитии на Лиговском проспекте, д. 56: «По лимиту».

Итак, в августе 1966 года у Анатолия появились работа и прописка, так что можно было на законных основаниях поступать на вечернее отделение ЛИИЖТа. Но на какой факультет?

Главным советчиком Анатолия, естественно, был Николай Иванович Васильев.

– Скажи, Толик, – спросил Николай Иванович, – а какая отрасль у нас сейчас самая перспективная?

– Не знаю, – честно признался Анатолий.

– Энергетика! Без электричества нынче абсолютно ничего нигде сделать нельзя. Поступай на факультет «Электрификация железных дорог».

– Но ведь это же узкая специализация.

– Так ты же получишь специальность энергетика, а дальше совсем не обязательно работать на железной дороге.

Анатолий послушал своего наставника и отправился поступать на факультет «Электрификация железных дорог».

В приемной комиссии ЛИИЖТа документы у Анатолия Асаула приняли и велели заполнить разные бумаги.

Не поняв, что писать в очередной графе заявления, Анатолий обратился за помощью к соседу:

– Слушай, а как отвечать на этот вопрос?

– На, списывай, – великодушно ответил сосед, давая свое заявление.

Когда же Анатолий снова обратился к соседу, тот, прежде чем помочь, весело воскликнул:

– Эх ты, Петя, Петя!

Анатолий шутки не понял и возмущенно произнес:

– Я не Петя, а Толя, а если полностью, то Анатолий Николаевич Асаул. А тебя как зовут?

– Виктор, а если полностью, то Виктор Михайлович Васильев.

– Неужели Васильев? – переспросил Анатолий.

– Ну да, Васильев. А что особенного?

– Да мне везет на Васильевых, а все Васильевы, наверное, хорошие люди!

– Почему ты так решил?

– Потому что мой наставник и советчик во всех вопросах тоже Васильев, только зовут его Николай Иванович. А ты на какой факультет поступаешь?

– На тепловозы. Люблю машины, технику. Я сейчас работаю шофером и хорошо знаю двигатели внутреннего сгорания. На тепловозах они такие же, как на автомобилях. Только «горшки» (поршни) больше. А ты – куда?

– На электрификацию. Это самая современная специальность.

Ребята сдали бумаги в приемную комиссию, еще немного поговорили и разошлись.

Анатолий успешно сдал вступительные экзамены, благодаря хорошей зрительной и моторной памяти. Он и сейчас, если ему надо что-то запомнить, берет ручку, читает и записывает, конспектирует. В аспирантуре он конспектировал «Капитал» Маркса и книги по политэкономии.

* * *

Сегодня некоторые украинцы жалуются, что в советское время их притесняли по национальному признаку. Анатолий Николаевич за всю свою жизнь ни разу не встретил неадекватного отношения к себе, хотя всегда и везде подчеркивает и гордится тем, что он украинец.

При поступлении в институт разрешалось сдавать экзамены на родном, национальном, языке. Наш герой так и сделал. На экзамене по физике, когда Анатолий на родном языке стал рассказывать преподавателю теоретические вопросы, экзаменатор, не знавший украинского, дал Асаулу дополнительно решить две задачи. Анатолий их решил и получил «отлично».

На математике ситуация сложилась по-другому. Анатолий Николаевич и сейчас помнит вопрос, который ему достался в билете: «Основные тригонометрические тождества». В голове царила звонкая пустота. Надо было что-то предпринимать, и наш абитуриент обратился за помощью к соседке, показав ей свой билет. Соседка, тоже молча, подняла юбку и взглядом указала на свои бедра, мол, читай. Механически Толя посмотрел на исписанные выше колен формулами ноги соседки, но пять основных и три вспомогательных тождества, что требовались ему, он так и нашел. Мысли его перепутались и пришли в окончательный хаос. Когда его пригласил экзаменатор, Асаул бодро объявил, что будет сдавать экзамен на украинском языке. Преподаватель, улыбаясь, одобрительно кивнул. Каково же было изумление Анатолия, когда математик на чисто украинском языке стал его поправлять! Молодой человек растерялся и замолчал.

– Ставлю тебе «тройку», – сказал преподаватель. – Не буду грех на душу брать. Если дальше пройдешь, то будешь вспоминать добрым словом, а если нет, то и плохим меня не вспомнишь…

К счастью, дальше проблем на вступительных экзаменах у Толи не было. Однако преподавателя, который мог бы его «срезать», но не сделал этого, Асаул вспоминает добрым словом, будучи сам преподавателем с огромным стажем.

– Как знать?! – размышляет Анатолий Николаевич. – Может, именно тот случай стал первым кирпичиком в развитии моих добродетелей и необходимости помогать людям?

* * *

Анатолий Асаул прошел по конкурсу, однако его пригласили в деканат вечернего факультета и предложили учиться по специальности «Строительно-дорожные машины и оборудование», так как в 1966 году на вечернем факультете были сформированы две группы.

– Согласен, – не задумываясь, ответил будущий заслуженный строитель России.

Тогда Анатолий еще не понимал, что ангел-хранитель уберег его от неверного шага. Электрификация, электротехника… Если бы он пошел учиться по специальности «Электрификация железных дорог», то наверняка ушел бы из института, не закончив его. Судьба направила молодого человека туда, где он должен быть, делать то, что знал, чему учил его отец, к чему лежала его душа.

Это была его судьба!

* * *

Средний возраст студентов первого курса 1966/1967 учебного года составлял двадцать лет, а шестого – тридцать один год. Учебные занятия строились из расчета 16 часов в неделю (четыре дня по четыре часа – с 18.30 до 23.15). На вечернем факультете преподавали те же предметы, что и на дневном, только с уменьшением нагрузки на 20–30%. На первом – третьем курсах читали общенаучные и общеинженерные дисциплины. Занятия проводили штатные преподаватели, их было 196, в том числе 109 профессоров и доцентов. Возглавлял вечерний факультет доцент Е. Я. Красковский, будущий профессор и ректор ЛИИЖТа. Ректором был Герой Социалистического Труда М. А. Осинцев (1907–1968).

– Анатолий Николаевич, – обращаюсь к Асаулу. – Есть мнение, что вечерники и заочники и студентами-то себя не чувствуют, разве что дважды в году – во время сессий. Вы согласны с этим?

– Нет. Во всяком случае в наше время со студентами вечернего факультета проводилась большая и разносторонняя учебно-воспитательная работа. Мы хорошо знали историю института, основные гражданские сооружения в Петербурге–Ленинграде, созданные выпускниками вуза: мосты через Неву – Благовещенский (1850), Литейный (1879), Морской канал между Петербургом и Кронштадтом (1885), шпиль собора Петропавловской крепости (1858), а также в Москве, Киеве и других городах страны. Мы знали всех Героев Социалистического Труда (9 человек), воспитанников вуза, а также академиков (Е. А. Патона и С. Я. Жука). Мы гордились, что нам преподавали авторы учебников «Организация и производство механизированных строительных и путевых работ» (П. Л. Клауз, Г. Н. Крюков), «Эксплуатация путевых, строительных и погрузо-разгрузочных машин» (П. Л. Клауз и др.), курсы «Теория механизмов и детали машин» (М. М. Машнев, Е. Я. Красковский, И.С. Ромадин) и другие. Нам были известны все лауреаты государственных и ленинских премий института и работы, удостоенные этих и других премий.

И в наше студенческое время, да и сейчас бытует мнение, что у специалистов, закончивших вечернее отделение, есть диплом, но нет знаний. Но и это не так. Расчет экономической эффективности вечернего обучения, выполненный в ЛИИЖТе в 1967 году, показал, что стоимость обучения на вечернем факультете (с учетом расходов на оплату дополнительных отпусков студентов) вдвое ниже, чем на дневных факультетах, и в полтора раза ниже, чем на заочном. При этом выпускники-вечерники имеют надлежащий уровень инженерной подготовки.

И жизнь подтвердила правоту этих выводов. Сколько бывших вечерников и заочников достигли значительных высот в народном хозяйстве, науке и государственном управлении! Самое главное, я считаю – учеба в вузе (особенно на вечернем и заочном факультетах) приучает студента работать с книгой, добывать знания!

* * *

Учиться Анатолию нравилось. Все для него было ново. Поражало своей грандиозностью главное здание института на Московском пр., 9 – дворец, построенный по проекту знаменитого петербургского итальянца –архитектора Джакомо Кваренги (1744–1817). Именно в этом дворце (на углу с наб. Фонтанки) был открыт 2 декабря 1809 года один из первых технических вузов страны – Институт корпуса инженеров путей сообщения. В студенческие годы А. Н. Асаула здесь размещался электротехнический факультет, а ныне – факультет экономики и управления. А какие лекционные аудитории! Например, Ленинская, в которой первокурсники по традиции, сложившейся в 1924 году, слушали первую лекцию по истории КПСС.

– Преподаватели нам рассказывали, – вспоминает Анатолий Николаевич, ? что в декабре 1917 года здесь открылся Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожников, и В. И. Ленин приветствовал делегатов. А 13 января 1918 года В. И. Ленин вновь выступал в этой аудитории с изложением задач, стоявших перед железнодорожниками после победы социалистической революции.

Мне особенно нравилось, когда занятия шли в лаборатории им. Д. И. Менделеева. Великий ученый преподавал в институте с 1861 по 1864 годы. Работу на кафедре он начал с переоборудования химической лаборатории, организованной в 1833 году, считая, что лаборатория предназначена не только для учебных целей, но и для научной работы. Именно в институтской химической лаборатории Дмитрий Иванович выполнил все экспериментальные исследования по своей докторской диссертации.

Мне казалось, что я чувствую дух эпохи великого Ученого. Об этом я писал своей любимой учительнице Мотроне Ивановне Асаул, и она с гордостью рассказывала своим школьникам, что ее воспитанник учится в лаборатории, созданной Д. И. Менделеевым. Помнится, кафедрой химии заведовал профессор М. С. Барвинок.

В нашем вузе традиционно была очень сильная по преподавательскому составу кафедра физики. В разное время на ней преподавали всемирно известные физики. Клапейрон Бенуа Поль Эмиль (1799–1864) работал в институте в 1820–1830 гг. и в 1830 г. избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук; академик Санкт-Петербургской академии наук А. Я. Купфер (1799–1865), великий русский физик. В довоенный период на кафедре работал профессор А.И. Алиханов, впоследствии академик. Кафедра располагала хорошо оборудованными лабораториями механики и молекулярной физики, электричества и ядерной физики. Курс физики запомнился мне бесчисленным множеством лабораторных работ. Заведовал кафедрой доцент Л. Т. Турбович.

На кафедре математики, основанной в 1810 г., работал М. В. Остроградский (12.09.1801 – 20.12.1861), великий русский математик, член Петербургской академии наук, которого по праву называют создателем отечественной школы прикладной механики. В течение тридцати лет (1830–1861) академик М. В. Остроградский читал курс теоретической механики и хорошо знал, как преподаются дисциплины: «… теоретическая часть аналитической механики преподается в институте с достаточной полнотой, причем излагаются главные и простейшие ее приложения в таком объеме, чтобы дальнейшее развитие этих приложений, относящихся к практической механике и к строительному искусству, не представляли бы никакого затруднения». (ЦГИА СССР, ф. 447, 1848, оп 1д. 20, л. 60).

Будучи студентом, я не знал, что Михаил Васильевич Остроградский –полтавчанин, родом из Кобелякского уезда, и образование получил в Полтавской гимназии и Харьковском университете. Слушал курс математики в Парижском университете и Политехнической школе. В России звание ученого конвертировали на русский – и оставили: «статский советник».

Следует сказать несколько слов о теоретической механике, являющейся основой для изучения многих инженерных дисциплин. Этот курс в институте в разное время читали академики С. Е. Гурьев, В. И. Висковатов, Г. Ламэ и Б. Клайперон. Кафедрой, созданной в 1813 г., руководили академики И. И. Сомов, известные ученые в области механики Е. И. Золотарев и Д. К. Бобылев, а также академик А. Н. Крылов; с 1912 по 1930 г. кафедру возглавлял профессор Е. Л. Николаи, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В его учебнике «Лекции по теоретической механике», в котором все узловые вопросы курса иллюстрированы конкретными техническими примерами. Мы учились также по учебникам по статистике, кинематике и по динамике, написанным заведующим кафедрой профессором Н. Н. Яблонским.

– Анатолий Николаевич, понятно, что вы с уважением относились к основным инженерным предметам. А как было с разными там «начерталками»? Не секрет, что чертежи даже для курсовых работ студенты и раньше, и сейчас «перепоручают» делать кому-нибудь…

– Мне нравилось посещать чертежные и рисовальные залы кафедры начертательной геометрии и графики. У нас курс начертательной геометрии и черчения был унифицирован применительно к механической специальности, а начертательная геометрия преподавалась как наука о методах точного изображения. По правде сказать, пространственное мышление не мой конек, но трудом и усердием я получил свою трудовую «четверку» по «начерталке» и был доволен.

На этой кафедре в разное время работали выдающиеся ученые: Я. А. Севастьянов ? основатель первой русской школы инженерной графики; В. И. Курдюмов – автор общепризнанных классических работ по начертательной геометрии; Н. А. Рынин ? основатель советской школы инженерной графики и автор десятка трудов по начертательной геометрии. Заведовал кафедрой в период моего обучения в институте заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Д. И. Каргин.

Для Анатолия Асаула – юноши из провинции – в стенах старейшего вуза страны многое было в диковинку. Благодаря своей любознательности, честолюбивому желанию доказать себе и другим, что он многого может достичь, так четко и навсегда запечатлела его память увиденное в институте в первый раз.

– Впервые в жизни я увидел лингафонную лабораторию при кафедре иностранных языков, но овладеть английским языком на уровне разговорных навыков мне не удалось. Не очень-то я освоил чтение и перевод технических текстов ? сказывалась слабая школьная подготовка. Чтобы сдать зачет, мы с Виктором Васильевым отдавали в Центр перевода необходимые тексты, а потом заучивали русский и английский варианты и получали зачет. Так или иначе, но я получил по английскому «хорошо».

– Интересно, Анатолий Николаевич, как вы относились к предметам по общественным дисциплинам? Ведь без экзамена по истории КПСС нельзя было получить диплом о высшем образовании.

– В ЛИИЖТе очень серьезно относились к общественным наукам, которые составляли ядро идеологической работы. В то время считалось, что советский инженер – это не только специалист с высшим техническим образованием, но и организатор производства, общественный деятель, пропагандист идей партии в массах.

Социально-экономический блок включал кафедры истории КПСС, политической экономии, философии и научного коммунизма. Может показаться странным, но мне нравился предмет «история КПСС». Было так интересно, что я не пропустил ни одного занятия. На первом курсе нас учили готовиться к семинарам объясняли, как изучать произведения классиков марксизма-ленинизма, как правильно вести конспекты. У меня до сих пор сохранились конспекты по политэкономии и «Капиталу» Карла Маркса.

Позднее в университете марксизма-ленинизма при Ленинградском обкоме ГК КПСС (1974–1976 гг.) я по истории КПСС, вопросам экономической теории и политики, партийному строительству имел только отличные оценки и считаю, что именно в ЛИИЖТе получил хорошее образование по общественным дисциплинам.

Составной частью учебного процесса по истории КПСС была демонстрация учебных и документальных фильмов: «Знамя партии», «Залп «Авроры», «Русское чудо», «Мировая система социализма», «Строительство социализма в Болгарии, Чехословакии, на Кубе». Лекции по научному коммунизму и факультативным предметам (этике и эстетике), которые я тоже любил, сопровождались демонстрацией диафильмов и диапозитивов.

Для нас организовывали экскурсии в филиал музея В. И. Ленина, музеи Октябрьской революции, истории Ленинграда, на легендарный крейсер «Аврора». Между прочим, это был первый музей, куда я привел свою будущую жену. Есть даже фотография Танечки у 25-го орудия «Авроры», с которого был произведен исторический выстрел. Я с удовольствием показываю ее своим внукам.

На студенческие конференции всегда приглашали ветеранов революции, видевших В. И. Ленина, и ветеранов Великой Отечественной войны. Для меня все это было интересно!

– Удивительно, что вы были так увлечены студенческой жизнью на первом курсе. Ведь к вечерникам всегда относились, как к взрослым, и не очень-то занимались их общим развитием.

– Не скажите. С нами проводили большую педагогическую работу. Читали методические лекции «Объем работы студентов в семестре», «Организация самостоятельной работы», «Как слушать и записывать лекцию», «Как работать с книгой», «Гигиена умственного труда», «Как готовиться к экзаменам». Не имея навыков самостоятельной работы, я часто обращался за консультацией и всегда ее получал. В первые дни занятий нам всем выдавали календарный план, в котором указывалось количество часов, отводимых на каждую учебную дисциплину, и сроки выполнения домашних заданий, контрольных и лабораторных работ. Все это дисциплинировало и приучало к системной работе. Уже тогда в ЛИИЖТе для студентов-заочников читали лекции и давали консультации по селектору – двусторонней телефонной связи.

Студенты инженерных специальностей знают старую шутку: сдал сопромат – можешь жениться. Правда, в каждой шутке есть доля истины: сопротивление материалов – сложнейшая дисциплина. И я освоил ее не с первого захода. Помимо теории надо было выполнить несколько лабораторных работ, на что у меня просто не хватало времени. А без лабораторных работ получить допуск к экзаменам было невозможно. Вот тут помог случай.

В институте шла реконструкция лабораторного корпуса: надстраивали этаж над механической лабораторией им. Н. А. Белелюбского, которая входила в состав кафедры «Строительная механика». Работы были поручены СУ-308 треста «Севзаптрансстрой», где я тогда работал. Мне пришлось использовать весь накопленный к тому времени дипломатический ресурс. В результате меня направили на этот объект машинистом растворного узла и получили выполнение всех работ, связанных с ремонтом строительной техники.

Я проработал там чуть более года и познакомился со многими сотрудниками кафедры (а их было более 80), и заведующий кафедрой доктор технических наук профессор А. П. Филин позволил мне сдавать лабораторные работы, зачеты и экзамены не в период сессии, а по мере возможности. А возможности, как у человека, работающего на реконструкции кафедры, хоть и не в ее составе (это был даже плюс), появились большие! В результате – за год я выполнил всю учебную программу по сопромату и по дисциплине «Строительная механика и основы проектирования инженерных конструкций». Так что судите сами, помогала мне работа в учебе или нет!

– Анатолий Николаевич, наверное, и с вами случались курьезы в студенчестве. Расскажите.

– Вспоминая студенческие годы, никак не могу обойти кафедру «Теория механизмов и конструкции машин». Это была главная кафедра в период моего обучения в ЛИИЖТе, а возглавлял ее профессор П. Л. Клауз. Во-первых, с этой кафедрой связаны дисциплины «Теория машин и механизмов» (ТММ), «Детали машин», «Строительные машины», «Путевые машины», «Комплексная механизация и автоматизация путевых и строительных работ» и др.

Во-вторых, я не сдал экзамен по ТММ доценту И. С. Ромадину, честному и очень принципиальному преподавателю. Единственным выходом из этой ситуации было выучить предмет, но времени уже не было. Сдать другому преподавателю – нельзя, существовало правило: если курс читал Ромадин, то и экзамен принимал только он. Никто из преподавателей не пошел бы против мэтра.

Однако можно было сдать экзамен в учебно-консультационном пункте. Ближайший находился в 140 километрах от Ленинграда, в Волховстрое. Желающих ехать туда набралось пять человек. Узнав график ликвидации «хвостов» и фамилии экзаменаторов, мы основательно подготовились. Просчитав, какой электричкой наш преподаватель поедет в Волховстрой, мы стали ждать его у последнего вагона. Преподаватель никого из нас в лицо не знал, а мы его знали, знали также, что он недавно закончил аспирантуру и был нам почти ровесником.

Завидев его у электрички, мы гурьбой прошли с ним до второго вагона и сели места рядом. В пути играли в карты, один из нашей компании достал бутылку водки, другой – закуску. Выпили, повторили. К полуночи добрались до гостиницы в Волховстрое. Каково же было удивление преподавателя утром, когда в аудитории он увидел вчерашних попутчиков…

– Но ведь можно было получить зачет или сдать экзамен за деньги?!

– Я таких случаев не знаю. И вообще, чтобы сдать экзамен, нужно хоть немного учиться и иметь мозги.

Другой вопрос, что многие преподаватели не ставили «двоек». Если студент не знал вопроса, путался в ответах, ему разрешали взять учебник или конспект и разобраться. А после ответа по билету предлагали взять второй билет. Так продолжалось до тех пор, пока студент не отвечал сам на все три вопроса по билету без помощи учебника и конспекта. У меня был случай, когда я сдавал экзамен пять часов подряд…

* * *

Высшую математику в группе, где учился Анатолий, преподавал великолепный специалист, осетин Константин Хугаев. Обычно он заходил в аудиторию, здоровался, сразу подходил к доске и полтора часа писал формулы и рассказывал. Следующее занятие начиналось так же: Хугаев подходил к доске и со словами: «Мы закончили на этом», – продолжал еще полтора часа писать формулы и рассказывать.

Пришло время сдавать экзамен. Преподаватель задал вопрос, Анатолий не ответил. Экзаменатор не поставил ему двойку, а назначил пересдачу через неделю.

Через неделю математик спросил:

– Готовился?

– Готовился.

– Ну ладно, отвечай.

– А что?

– То, что не ответил в прошлый раз.

– Я не помню, что было в прошлый раз.

– Я напомню.

И четко задал вопрос, на который студент не ответил неделю назад. Анатолий, считал, что второй раз то же самое у него не спросят, и не учил тему. Экзаменатор опять не поставил «двойку», назначил переэкзаменовку через неделю.

Упрямый студент, уверенный, что трижды снаряд в одну воронку не падает, снова учит все, кроме того злополучного вопроса, и приходит сдавать через неделю.

Хугаев спрашивает:

– Помнишь вопрос, или тебе напомнить?

Анатолий молчит.

Преподаватель спокойно произносит:

– Ну как же так? Разве можно приходить третий раз с одной и той же невыученной темой?! Встретимся через неделю.

– А можно через месяц? Я все выучу.

– Приходи через месяц.

На этот раз Анатолий выучил абсолютно все, четко ответил на вопросы и сдал экзамен.

Встреча с выдержанным и последовательным преподавателем многому научила Анатолия: нельзя брать измором, не надо давить, надеяться на авось…

– Как видите, – продолжил мой собеседник, – воспитание было жестким, но благожелательным. Все эти приемы я использую в своей преподавательской деятельности. Для меня главное, чтобы студент разобрался и понимал предмет.

– Анатолий Николаевич, совершенно очевидно, что вы и в студенческие годы любили и ценили практику, дело как таковое. А какие-то предметы вы считали второстепенными, не нужными для будущего инженера?

– Конечно. Например, машиностроительное черчение я недостаточно освоил в вузе, потому что был уверен, что мне это не пригодится. Оказалось, пригодилось. Через 10 лет после окончания вуза мне поручили изготовить опытный образец вновь сконструированного станка. Я как инженер должен был, получив чертежи станка и его деталей, заказать их изготовление в механических мастерских, осуществить их приемку в соответствии с установленными допусками и посадками, собирать все в узлы, а из них собрать станок целиком. Когда станок заработал, я был доволен, что справился с этой задачей, как инженер.

Я уже говорил, что учился с увлечением и довольно быстро находил что-то полезное, интересное для себя. Во время изучения курса технологии металлов и материаловедения в лаборатории резания я познакомился с металлообрабатывающими станками (токарным, фрезерным, строгальным, зуборезным, зубошлифовальным, в том числе с программным обеспечением и др.). В металловедческой лаборатории увидел, как с помощью вакуумной установки при высоких температурах исследуют металлы, определяют их химический состав на стилометрической установке; нам показывали, как работать с микроскопом (МИМ-17), как работают автоматические прессы Бринеля и Роквелла. С помощью приборов мы определяли твердость металла. В сварочной рассказывали и показывали, как осуществляется процесс дуговой сварки, как происходит сварка металла под слоем флюса и в среде углекислого газа, как работают электрические машины для стыковой и роликовой сварки, ультразвуковые дефектоскопы.

Руководил кафедрой профессор С. В. Алехин.

– Вы заканчивали кафедру «Строительные и дорожные машины и оборудование», которая была только-только создана в годы вашей учебы?

– Да. Ее заведующим был заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор А. В. Каракулев.

С особой благодарностью я вспоминаю преподавателей, читавших курсы «Технология машиностроения и ремонт машин», «Строительные машины». «Эксплуатация строительных и погрузо-разгрузочных машин». Именно на этих занятиях я получил базовые знания, которые пригодились в работе начальником участка строительных машин и автотранспорта в УМ-15 треста «Ленотделстрой» Главленинградстроя. А выполнение курсовых работ по этим дисциплинам помогло развить навыки и умения, необходимые начальнику участка. Ведь в мои обязанности помимо эксплуатации строительной и автотранспортной техники входила организация их технического обслуживания и ремонта.

В дальнейшем, работая начальником управления механизации и автотранспорта треста «Севзапэлеваторстрой», я с энтузиазмом взялся за организацию эксплуатации и ремонта техники на научной основе. Особой своей заслугой считаю создание участка малой механизации, основной целью которого была механизация трудоемких ручных процессов. И здесь помогли знания, полученные из курса «Комплексная механизация и автоматизация погрузоразгрузочных и складских работ».

Открываю отраслевую энциклопедию «Элеваторостроение» (2007 г.), подаренную мне А. А. Горбуновым, и на страницах 70 – 72 читаю: «Асаул Анатолий Николаевич – начальник управления механизации и автотранспорта треста «Сепзапэлеваторстрой» (1979). Непосредственно участвовал в строительстве элеваторов, мельничных комбикормовых комплексов и других сельскохозяйственных объектов на Северо-Западе страны. При его непосредственном участии проводилась реконструкция мельничного комбината им. С. М. Кирова, мельницы им. В. И. Ленина, строительство комбината хлебопродуктов «Предпортовый» в Ленинграде, комбикормовых заводов в Волосове (первый в СССР комбикормовый завод производительностью 1000 тонн в сутки) и Толмачеве (Ленинградской обл.), а также предприятий по хранению и переработке зерна в п. Подберезье Новгородской обл., на ст. «Починок» Смоленской обл., п. Максатиха (Калининской обл.), в Вологде и Кондопоге (Карелия) и в ряде других населенных пунктов Северо-Запада России. Инициатор и руководитель ряда направлений по решению проблем повышения эффективности строительных машин (СМ) в целях повышения производственно-технологических качеств техники и экономии ресурсозатрат на базе достижений науки, техники и передового опыта, совершенствования СМ. Разработал номенклатуру сменных рабочих органов для бульдозеров, одношовковых экскаваторов и погрузчиков на основании проведенных экпериментальных исследований и технологических возможностей СМ; создал участок проката, который помимо своих прямых функций осуществляет ремонт, обслуживание, доставку их на объект, консультирование, повышение эффективности планово-предупредительных ремонтов (ППР) СМ; разработал и внедрил систему ППР на строительных объектах передвижными мастерскими технического диагностирования; внедрил стационарные и передвижные посты по очистке рабочей жидкости СМ с гидроприводом; внедрил более 70 рационализаторских предложений по ремонту и обслуживанию землеройной, транспортной и грузоподъемной техники, а также два изобретения: организация и повышение эффективности эксплуатации СМ; создал оптимальную структуру систем машин для комплексной механизации строительно-монтажных работ при строительстве элеваторов; разработал и внедрил методы использования ресурсосберегающих технологий (метод предохранения грунта от промерзания и др.) и принципы совмещения нескольких традиционных воздействий в одну операцию; добился эффективности использования техники за счет совершенствования структуры и повышения эффективности подготовки и переподготовки кадров; внедрил хозяйственный расчет (1988) в структурных подразделениях.

– А вот знания, полученные при изучении курса «Общей электротехники», – продолжает Анатолий Николаевич – очень пригодились мне в жизни. Но именно при изучении общей электротехники я понял, что это – не мое. Спасибо судьбе, что уберегла от неверного хода.

– Шестидесятые годы для советской страны были временем своеобразной хозяйственной перестройки. Как вы, теперь уже высокопрофессиональный экономист, оцениваете преподавание в альма-матер экономических дисциплин?

– В блок экономических дисциплин, кроме «Экономики машиностроительных и ремонтных предприятий», входила «Организация и планирование машиностроительных предприятий». Экономических знаний мне хватало до уровня начальника участка. Когда же я стал работать руководителем предприятия, пришлось дважды побывать на курсах по повышению квалификации именно в сфере экономики и организации производства. Все это закончилось поступлением в аспирантуру по экономическому профилю.

С особым интересом я изучал «Основы трудового законодательства», причем не только в рамках учебной дисциплины, а значительно шире, даже интересовался судебной практикой. Как человек работающий, я сталкивался с попыткой нарушения моих прав, и в таких ситуациях меня выручало знание законов. Однако в случае нарушения трудовой дисциплины поблажек для меня не было. Мол, знаешь законы, знаешь, какова ответственность за их нарушения, вот и отвечай по полной программе. Но в этом были свои плюсы – так формировалась ответственность за свои действия.

«Общую электротехнику» студентам читал доцент Солофненко. Он носил форменный светлый железнодорожный костюм со знаком «Почетный железнодорожник». На втором курсе Анатолий Асаул увидел доцента Солофненко и решил, что непременно станет почетным железнодорожником.

Напомню, что Анатолий работал в СУ-308 треста «Севзаптрансстрой» Минтрансстроя СССР. Работникам транспортного строительства раз в год выдавали бесплатные железнодорожные билеты, и в принципе, в СУ-308 можно было стать почетным железнодорожником. Однако в то время Анатолий этого знака еще не заработал, а его дальнейшая деятельность не была связана с железной дорогой. Правда, А. Н. Асаул никогда не терял связи с альма-матер – Университетом путей сообщения. Его труды широко представлены в библиотеке университета. Анатолий Николаевич активно участвует в работе университетского диссертационного совета.

В 2012 году за активное взаимодействие с Министерством транспорта Российской Федерации директор автономной некоммерческой организации «Институт проблем экономического возрождения», А. Н. Асаул приказом министра транспорта награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник». Для нашего героя 2012 год связан с 40-й годовщиной окончания ЛИИЖТа.

– Выходит, если очень захотеть – мечты сбываются, Анатолий Николаевич?

Мой собеседник улыбается и продолжает свой рассказ об учебе в вузе:

– Многое из того, что нам преподавали, мне пригодилось в работе. Например, из курса «Общей теплотехники» мы узнали, что такое парогенераторы и тепловые двигатели, основы тепломассообмена, вентиляторы, компрессоры и насосы, тепловые сети и теплосиловое хозяйство. Со всем этим мне пришлось иметь дело на работе.

Только в жизни ты не знаешь, какие именно знания тебе потребуются. Помню, когда мы изучали гидравлику, я был уверен, что мне это не нужно. И изучал дисциплину, скорее, из любопытства. Особый интерес у меня вызывала гидравлическая лаборатория, созданная еще в 1855 году, но оснащенная современным оборудованием.

Наверное, благодаря знаниям, полученным в институте, я быстро освоил устройство гидравлических автомобильных кранов и с легкостью определял причины сбоев или отказа гидропривода.

– Еще один пример. Мы, студенты и производственники, считали охрану труда второстепенным предметом. По иронии судьбы после армии мне предложили должность инженера по технике безопасности и охране труда. Вот тут-то мне и пришлось изучать все, что касалось техники безопасности, заново. Хорошие знания остались только в части исследования воздушной среды и эффективности вентиляционных установок в производственных помещениях, а также о влиянии производственного шума и вибраций и мерах, снижающих их вредное влияние на организм работающих. Именно по этим предметам «отлично» я получил на экзамене по охране труда.

В программе обучения были дисциплины, которые непосредственно в работе мне не пригодились (общий курс «Железных дорог» и «Правила технической эксплуатации железных дорог»), хотя в процессе производственной деятельности, особенно в «Севзапэлеваторстрое» мне приходилось и получать, и отправлять строительные конструкции и технику железной дорогой, и понимании того, как работают железные дороги, помогало решать производственные проблемы.

С особым пиететом я относился к библиотеке. Со школьной скамьи я часами просиживал в районной библиотеке, был ее постоянным читателем – так и повелось с детских лет, что везде, где я бываю, интересуюсь библиотекой, ее фондами.

Поступив в институт, я сразу записался в библиотеку. Ее фонды насчитывали в тот период более миллиона двухсот тысяч единиц хранения. Это – богатейшее хранилище книг по строительству и эксплуатации железных дорог России до революции. Библиотека располагает сочинениями классиков мировой науки начиная с Галилея и Ньютона, подлинными чертежами многочисленных инженерных сооружений и памятников архитектуры. В фондах хранятся уникальные коллекции по железным дорогам, водным путям, гидротехническим сооружениям и строительству шоссейных дорог, архитектуре, проектированию городских, шоссейных и железнодорожных мостов.

Уже после окончания института я неоднократно обращался к фондам этой библиотеки. И мне очень приятно, что в библиотеке находится более сорока книг вашего покорного слуги – выпускника ЛИИЖТа 1972 г.

Кроме учебной и научной литературы в библиотеке были отделы социально-экономической и художественной литературы. А какие читальные залы?!

Особенно хочу отметить доброжелательность и профессионализм сотрудников библиотеки во время подготовки дипломного проекта – они подобрали мне необходимую литературу, предоставили возможность использовать информационные материалы разработчиков НИР. За это я им очень благодарен.

Прошло более 40 лет. В августе 2013 года учительница математики Решетиловской гимназии Н. В. Сливка приехала в Санкт-Петербург, чтобы найти материалы, связанные с жизнью и деятельностью великого математика – полтавчанина Михаила Васильевича Остроградского. Естественно, свои поиски она начала с учебного заведения, в котором знаменитый ученый проработал более 30 лет. Заведующая библиотекой и сотрудники познакомили ее с материалами о жизни и деятельности М. В. Остроградского, помогли их отксерокопировать. И все это бесплатно! Уезжая из Петербурга, моя землячка благодарила работников библиотеки Университета путей сообщения, а я был горд за альма-матер. Мне было радостно, что никакие «рыночные отношения» не изменили ленинградцев-петербуржцев.

– Анатолий Николаевич, в вашем университете есть уникальный музей. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Наш музей был создан в 1813 году и на момент моего обучения в вузе насчитывал более четырех тысяч экспонатов. И как же я был удивлен, когда в 1984 году узнал, что количество экспонатов увеличилось до 25 тысяч. В юбилейные дни вуза (2009 г.) я вновь посетил музей – в нем к тому времени было более 50 тысяч экспонатов.

Экспозицию музея открывают материалы о деятельности первого строителя рельсовых дорог в России, талантливого горного инженера П. К. Фролова, который в 1809 г. в Змеиногорских рудниках на Алтае построил рельсовую дорогу длиной 1867 метров с конной тягой. Интересны документы об отце и сыне Черепановых – они были крепостными заводовладельцев Демидовых. В труднейших условиях Черепановы в 1834 г. построили заводскую железную дорогу с паровой тягой и создали первый русский паровоз.

В экспозиции раздела «Зарождение железных дорог в России» последовательно представлено строительство железных дорог. Сначала была построена опытная железная дорога от Петербурга до Царского Села протяженностью 27 км, затем – крупнейшая по тому времени двухпутная железнодорожная магистраль Петербург – Москва, созданная на высоком техническом уровне по проекту и под непосредственным техническим руководством воспитанников института профессоров П. П. Мельникова и Н. О. Крафта. Бурное развитие строительства железных дорог во второй половине XIX века хорошо иллюстрируют экспонаты музея в разделе «Развитие железнодорожного транспорта в дореволюционной России».

В послереволюционный период строительство железных дорог характеризуется особенно быстрыми темпами и высоким техническим уровнем. Об этом рассказывают экспонаты отдела «Железнодорожный транспорт после 1917 г.», где представлены о сооружении крупных железнодорожных магистралей: Турксиба, Южсиба, Северопечорской, Абакан – Тайшет и других Специальная экспозиция посвящена деятельности железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.

В 1965 г., к 50-летию советской власти студенты-дипломники выполнили для музея действующий макет электрифицированной железной дороги длиной в 42 метра. С увлечением разглядывая макет, я еще не знал, что буду участвовать в электрификации железной дороги Ириновка – Невская Дубровка.

Студенты студии «ЛИИЖТ-фильм» совместно с сотрудниками музея создали кинокартину «Единственный в Советском Союзе» – о музее железнодорожного транспорта.

Богатыми фондами музея пользовались народные музеи, киностудии нашей страны. При создании кинофильмов «Первороссияне», «Николка-паровоз», «В городе С.», «Канун Октября» и др. работники киностудий использовали исторические фотографии и отдельные модели музея, получали от его сотрудников консультации по вопросам железнодорожной техники. Большой популярностью музей пользуется среди школьников и студентов, у слушателей курсов повышения квалификации и др.

В 1963 году в день 150-летия музей ЛИИЖТа награжден Почетной грамотой ЦК Союза железнодорожников и Министерства путей сообщения.

По результатам всесоюзного смотра работы музеев к 50-летию советской власти музей награжден дипломом первой степени Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР.

Конечно, я патриот ЛИИЖТа и приводил в музей в разное время своих сыновей. Помню, как заинтересовался Максим коллекцией нумизматики, включавшей памятные медали, знаки и значки, посвященные железнодорожным организациям и событиям, а также орденами и медалями, которыми награждали железнодорожников. Многие награды, выполненные 100 – 150 лет назад, и подлинные предметы техники уникальны.

В конечном итоге Максим поступил в железнодорожный техникум и окончил его с отличием. Сын думал пойти по моим стопам, но в итоге поступил в Инженерно-экономический институт, далее – в аспирантуру и докторантуру Архитектурно-строительного университета. И все-таки судьба привела его на железную дорогу – некоторое время он работал в аппарате ОАО «Российские железные дороги».

– Вы справедливо сказали, что были патриотом ЛИИЖТа. Замечу, что его патриотом остаетесь и по сей день…

– В институте нас воспитывали прежде всего будущими инженерами. Знакомясь с вузом, я обнаружил, что ряду лабораторий и кабинетов присвоены имена выдающихся ученых: великого русского ученого Д. И. Менделеева, академика П. П. Мельникова, профессоров Н. А. Белелюбского, Я. М. Гаккеля, Н. А. Рынина, К. Г. Протасова, И. И. Челнокова – как знак доброй памяти потомков об их заслугах. Галерея портретов ученых, внесших значительный вклад в русскую и мировую науку – это ли не наглядный урок воспитания будущих инженеров?!

Знаете, важно, что в институте готовили не просто инженеров, а патриотов своей страны. Кстати, после революции 1917 г. меньше всего среди эмигрировавших за границу выпускников Института корпуса инженеров путей сообщения. Именно они восстанавливали в стране транспортную систему, строили мосты и города, электростанции и ГЭС в довоенные годы. в ЛИИЖТе всегда следовали принципу, согласно которому любой технический специалист должен иметь хорошую гуманитарную подготовку и обладать правовой культурой.

Уважение к вузу воспитывалось с первого курса, и нам было, чем и кем гордиться. Трижды чемпионы мира по фигурному катанию (пары) Л. Белоусова и О. Протопопов имели непосредственное отношение к вузу (Людмила Белоусова – студентка ЛИИЖТа). Среди выдающихся спортсменов, студентов института, Ирина Пресс (легкая атлетика), Борис Селицкий (тяжелая атлетика), А. Конкина (велоспорт), В. Копалев (лыжное двоеборье), Т. Самотой (подводное плавание), Б. Пишулин (бег на 110 м с барьерами) и др. У меня сохранились номера институтской газеты «Наш путь» и там читаю: «… только за годы Х пятилетки институт подготовил 41 мастера спорта СССР, 135 кандидатов в мастера спорта и 569 перворазрядников».

В коллективе института во время моей учебы было четыре заслуженных мастера спорта СССР, более семидесяти мастеров спорта СССР, более семидесяти перворазрядников. В городских и всесоюзных соревнованиях наши студенты неоднократно завоевывали золотые и серебряные медали. Не зря в то время о ЛИИЖТе говорили, что это спортивный вуз с железнодорожным уклоном.

Высоким уровнем отличалась художественная самодеятельность – в институте насчитывалось порядка десяти художественных коллективов, в том числе студенческий академический хор, и театр поэзии и песни, вокальный ансамбль. Из студенческого самодеятельного коллектива вырос и оформился профессиональный Молодежный театр, что в Измайловском саду на Фонтанке.

Измайловский сад – один из поэтичнейших городских садов со старинным и отреставрированным театром, огромными тенистыми деревьями, с непередаваемой аурой, где уютно чувствуешь себя в любое время года. Я люблю этот театр и преклоняюсь перед режиссерским талантом Семена Спивака (он возглавил театр в 1987 г.).

Анатолий Николаевич показывает мне книгу «Нескучный сад Семена Спивака» Ольги Сорочкиной с дарственной надписью режиссера: «Земляку Анатолию Николаевичу с любовью!!! 22.12.12 г.». Открываю наугад и читаю: «На петербургской театральной карте у Молодежного давно и надежно образовалось свое место. Сформировался свой образ, аура, которые зритель не перепутает, найдет театр в любых потемках – вечереющей жизни, пятимиллионного города, сводной афиши у театральных кассиров…

В Петербурге сегодня чего только нет! Есть театр-холдинг «Балтийский дом». Вавилонская башня. Успешное предприятие, живущее фестивальными проектами. Есть гламурный театр – театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Гламурный зал, гламурное фойе, гламурные спектакли. Театр очень бережно относится к сохранению выбранного им формата. Есть бульварный театр им. Ленсовета. Это определение я употребляю отнюдь не как ругательное. Напротив, это один из самых моих любимых театров, он и сам не так давно позиционировал себя подобным образом в одном из лучших спектаклей последних лет «Фредерик, или Бульвар преступлений», перенеся парижский бульвар в просторное театральное фойе и разыграв там прелюдию. Есть императорские театры, стоящие на площадях, торжественно и гордо вписывающиеся в стройные линии петербургской архитектуры…

Есть театры Невского проспекта с парадным праздничным входом, старинными сияющими зеркалами и раритетными афишами в фойе. Театр Комедии – сегодня это театр Татьяны Казаковой, ставящей здесь очень горькие «человеческие комедии». Одни названия чего стоят: «Трудные люди», «Тень», «Призраки»…

Многочисленные подвалы. Приюты. Антрепризы… Авторские театры, как правило, бездомны. Один Малый драматический театр Европы имеет прочную крышу над головой и точный адрес, не меняющийся десятилетия. Небольшой драматический Льва Эренбурга, один из лучших театров Петербурга, живет без дома и адреса…

Молодежный театр на Фонтанке совмещает в себе по нынешним временам почти несоединимое: художественную целеустремленность и целостность авторского театра – и уютную устойчивость театра-дома.

– Анатолий Николаевич, а часто вы бываете в этом театре?

– Я использую любую возможность, чтобы побывать в нем, и не обращаю внимания, на какой сцене идет спектакль.

– А на каких спектаклях вы были?

– «Дни Турбиных», «Касатка», «Три сестры», «Пять вечеров», «Синие розы», «Налогоплательщики» и других.

***

– В 1960-е – 1970-е годы у всех на слуху были слова Байкало-Амурская магистраль, Мангышлак. Ускоренными темпами строили новые железнодорожные магистрали…

– Студенты ЛИИЖТа участвовали в строительстве железной дороги Макат – Мангышлак и дальше Мангышлак – Узень. Как встречали этих героев в институте во вторую пятницу октября! Какая у них была красивая форма! Просто завидки брали, каждому хотелось туда поехать. Об институтской жизни подробно рассказывала газета «Наш путь». Несколько номеров я сохранил. Читать газету мы начинали с последней страницы, на которой размещалась сатирическая рубрика «Слезай, приехали».

– В ваших воспоминаниях, Анатолий Николаевич, чувствуется настоящая гордость за ЛИИЖТ.

– Безусловно! ЛИИЖТ научил и приучил меня учиться (извините за тавтологию), воспитал чувство ответственности и дисциплинированности, стремление к саморазвитию. Я знал, что учусь в лучшем вузе. Такая убежденность сформировалась под влиянием общения со сверстниками, условий обучения, отношения преподавателей к студентам. Все преподаватели и профессора института были для нас олицетворением ленинградской культуры и интеллигентности.

ЛИИЖТ устанавливал в сознании студента очень высокую планку потенциального развития. Знания, полученные в институте, я смог применить на производстве, сразу же. И мне никто не говорил: «Забудь все, чему тебя учили в институте».

Всем, чего мне удалось достичь, я обязан, в том числе и своему институту. Именно здесь я научился добиваться своей цели, поэтому с глубокой благодарностью вспоминаю альма-матер.

* * *

Но вернемся к собранию студентов-первокурсников, поступивших на механический факультет, где Анатолий увидел Виктора Васильева.

– Ты же поступал на «Тепловозы»?! Как ты здесь очутился? – спросил удивленный Толя.

– Мне предложили учиться по специальности «Строительно-дорожные машины и оборудование». А ты?

– Со мной – та же история.

Здесь же Анатолий увидел и девушку, которая весьма необычным образом пыталась помочь ему на экзамене по математике. Лена (так ее звали) была старше Анатолия на пять лет, замужем. Училась она отлично и получила «красный» диплом. Некоторое время после окончания института они поддерживали связь, встречались семьями, но потом их пути разошлись.

Анатолий и Виктор учились в одной группе (ДМ-2) и подружились. Вместе ребята готовились к экзаменам у Виктора дома. Отец Виктора, коренной ленинградец, служил старшиной в музыкальной роте. Запевала в хоре, он обладал замечательным басом. Мама Виктора кормила ребят вкусно и сытно. Родители Виктора, как и сын, были очень доброжелательными людьми. Во многом благодаря семье Васильевых Анатолий благополучно пережил период становления, тяжелую нагрузку в институте и на работе.

Поймут ли нынешние мальчики и девочки, каково было ему готовиться к экзаменам в институте в рабочем общежитии, в комнате на 17 человек? Кто-то приходил пьяный, кто-то приносил с собой бутылку водки или пива, чтобы распить с соседом, кто-то приводил друзей, подруг. Ну как, скажите, в такой обстановке заниматься?

* * *

Студент-первокурсник искал укромное, тихое место для занятий и нашел. Путешествия по городу летом подсказали ему: Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Старейшая государственная библиотека России, основанная в 1795 году по докладной записке В. С. Попова об учреждении ЦПБ в Санкт-Петербурге Екатериной Великой, Императорская публичная библиотека. Но о том, что бывший собственник его родной Решетиловки стоял у истоков национального книгохранилища молодой ленинградец еще не знал.

В 1917 году Императорская публичная библиотека была переименована в Российскую публичную библиотеку; в 1925 году – Государственную публичную библиотеку. В 1932 году библиотеке присвоено имя М. Е. Салтыкова-Щедрина; в 1992 году она получила название Российской национальной библиотеки (РНБ).

Анатолий Асаул занимался в здании Публичной библиотеки, расположенном на набережной Фонтанки, 36. Здесь обслуживали всех ленинградских студентов. Этот дворец был построен в 1804–1807 годах архитектором Джакомо Кваренги (1744–1817). Когда-то здесь располагался Екатерининский институт.

Все выходные Анатолий приходил в библиотеку к открытию, к 9 часам утра, и до самого ее закрытия в 10 часов вечера погружался в мир книг.

Конечно, в первую очередь он изучал учебную литературу. Но Анатолий быстро научился чередовать научные книги с художественными, разными журналами. Смена жанров помогала преодолевать усталость от монотонного изучения сложных учебников. Молодому человеку нравилась атмосфера «Публички», он наслаждался процессом «добывания» знаний.

Немаловажным для студента было наличие в библиотеке хорошей недорогой столовой и буфетов с едой по доступным ценам.

В общем, «Публичка» для студента Асаула стала не только учебным центром, но и местом отдыха от тягот трудовых будней.

* * *

Однако жизнь диктовала свои правила, вечернее обучение надо было совмещать с работой. А это разнонаправленные цели. Если ты уделяешь больше внимания учебе, у тебя возникают проблемы на работе. Значит, останешься без премии, да и члены бригады начинают косо смотреть – обстановка в коллективе накаляется.

А для того чтобы стать уважаемым в коллективе работником и хорошо зарабатывать, надо много работать. В этом случае придется пропускать занятия, так как часто производственная необходимость обязывает то вечером остаться, то в выходной выйти на работу. В общем, заколдованный круг!

Брать с родителей деньги Анатолий стыдился. Он знал, что мать болеет, а отец выматывается на тяжелой физической работе. При этом они ограничивали себя во всем, экономили каждую копейку, чтобы отослать сыну.

Толя написал родителям: «Денег мне больше не присылайте! Я в состоянии сам себя обеспечить». Да разве могут любящие родители оставить своего единственного сыночка без помощи?! Но сын проявил характер: когда родители прислали очередной денежный перевод, он отослал его по почте назад, в Решетиловку.

Как можно оценить этот поступок сегодня, когда за плечами студенческие невзгоды, а в доме достаток?

– Толя поступил по-мужски, проявил самостоятельность и благородство, – уверена Татьяна Николаевна Асаул.

А вот он до сих пор в этом сомневается.

– Как-то уж больно резко, неделикатно по отношению к родителям поступил. Если бы я послал подарок нашему сыну, а он вернул его мне, я обиделся бы.

– Нельзя сравнивать! – возражает жена. – В то время ты нуждался в помощи родителей, а нынче у наших сыновей все есть.

– Ну хорошо, допустим я «благородный» поступок совершил, а что дальше? Денег стало катастрофически не хватать. Пока родители их присылали, удавалось сводить концы с концами, был сыт. А ведь я отказался от родительской помощи в самом начале учебы, на первом курсе, когда еще только формировался как личность.

К тому же есть в истории и другие примеры. Когда я знакомился с наследием великого математика М. В. Остроградского, то обратил внимание на то, как он в письмах к родителям отстаивал свою точку зрения: «В молодости мы не удовлетворяем своих желаний от бедности, в старости – нет желаний. Я совершенно уверен, любезнейший батюшка, что Вы желаете мне счастия, но прошу Вас желать по моему образу мыслей, иначе я не могу быть счастлив…».

Конечно, аргументация убедительна, но эта формирующаяся личность не стала просить помощи или возвращаться в отчий дом. Упрямый парнишка искал и находил свой путь – самостоятельный и независимый.

На втором курсе, чтобы заработать, стал ездить в командировки.

* * *

Анатолий поехал в длительную командировку на строительство лимнологической станции на Карельском перешейке. Лимнология – наука, которая исследует болота, озера и другие внутренние водоемы. В вуз, естественно, Анатолий во время командировки не ходил, запустил учебу и не сдал сессию. Тогда же забросил учебу и отстал от группы его друг Витя Васильев. Приятели задумали вместе уйти в армию.

Но Анатолию везет на хороших людей. Их на стройках было много, в том числе и украинцев, которые в Ленинграде трудились на восстановлении и строительстве города после войны. Фронтовики, имевшие детей, семьи, эти замечательные люди с богатым жизненным опытом притягивали Толю. Они очень хорошо к нему относились, он был их любимцем, «сыном полка». Их вразумительные, ненавязчивые беседы о пережитом вызывали у молодого человека живой интерес.

– Вспомни, Толя, как трудно было тебе поступить в институт, – говорили они, – но ты же смог, ты же поступил, уже учишься. Пересиль себя, потрудись, зато потом перед тобой откроются широкие возможности!

Так говорили люди, которые не имели не только высшего, но и среднего образования. Всю жизнь они трудились рабочими. Но они имели богатый жизненный опыт и направляли молодого человека на верную жизненную стезю.

Анатолий не может точно сказать, что именно на него повлияло, почему он решил сдавать экзамены, а не идти в армию. Сегодня Анатолию Николаевичу кажется, что это было провидение Господне.

А Виктор Васильев пошел в армию и обиделся, что друг его не поддержал. Давно замечено, что приезжие ребята, волею судьбы брошенные в свободное плавание, оказываются более цепкими и жизнестойкими, чем местные, живущие в тепличных домашних условиях.

Когда уже был готов проект приказа об отчислении Анатолия Асаула из института, он написал заявление о переводе с вечернего отделения на заочное. Его перевели, правда, он потерял один год.

– Сеть заочного обучения в ЛИИЖТе была очень развита, – поясняет Анатолий Николаевич. – Чтобы понять масштаб, достаточно перечислить учебно-консультационные пункты в Петрозаводске, Котласе, Таллине, Риге, Вильнюсе, Вологде, Великих Луках, Ухте, Бологом и Волховстрое, где занимались студенты трех первых курсов. Для старшекурсников и других заочников, живущих в Ленинграде и его пригородах, занятия проходили непосредственно в институте.

Когда я переводился на заочное отделение, там обучалось три тысячи студентов. Форма занятий была различной: три раза в неделю в вечерние часы, раз в неделю (днем и вечером) персональные занятия с преподавателями по индивидуальному графику.

В 1970 году я формально числился на третьем курсе, хотя сдал некоторые дисциплины за четвертый и пятый курсы. Используя предоставляемые вузом возможности, и свое трудолюбие, я в 1971 году прошел IV и V курсы и был направлен на преддипломную практику.

Надо отметить, что дальновидные руководители ЛИИЖТа и треста «Севзаптрансстрой» придавали большое значение творческому содружеству высшей школы и производства, в результате были созданы идеальные условия для обучения. Ректору М. А. Осинцеву и управляющему трестом А. И. Федоровичу за большой вклад в развитие и укрепление связей вуза и производства присвоено звание Героя Социалистического Труда.